Четыре главных достопримечательности ориссы. Штат орисса описание Штат в индии орисса промышленность

Подписаться
Вступай в сообщество «les93.ru»!
ВКонтакте:

Территория нынешнего штата Орисса (столица - город Бхубанешвар ) - это часть древнего королевства Калинга. В 261 году д.н.э. Калингу завоевал жестокий царь Ашок. Но Калинга победила победителя - вскоре Ашок, умиротворенный здешней природой и жизнью, принял буддизм и стал последователем пацифизма.

7-13 век явился для Калинги расцветом архитектуры, сохранившиеся образчики которой сегодня разбросаны по всему штату. Независимость Орисса получила в 1936 году. Сегодня это в основном земледельчекская территория, со множеством небольших деревенек и местных "святых людей". Также здесь развита добыча полезных ископаемых. Две трети территории Ориссы - это докембрийские скалы, таящие в себе множество минералов, включая хром, железо, ванадий, доломиты, гранит и т.п.

Лучшее время для визитов - между октябрем и мартом. В этот период погода здесь очень приятная и располагающая к путешествиям и отдыху. Также это время, когда миллионы перелетных птиц прилетают сюда с севера, чтобы вить гнезда в лесах и на озерах Ориссы. Самая высокая температура - в мае-июле. В начале осени - несколько недель проливных дождей.

Орисса протянулась вдоль Бенгальского залива, и длина ее береговой линии - 482 км. Пляжи Ориссы славятся лучшими белоснежными песками в мире.

Пури

Пляж Пури - одно из четырех святейших мест Индии. И одна из вершин Золотого треугольника Ориссы. Но сегодня его золотые пески и грохот разбивающихся о берег волн Бенгальского залива привлекают сюда не только пилигримов, но и туристов отовсюду. Лучшее время для посещения - начало ноября. В это время здесь проводится традиционный Пури-фестиваль. Здесь популярны катания на катамаранах.

Балигхай

Пляж расположен в 8 км от Пури, в месте впаденя в Бенгальский залив речки Нуанаи. Окружен казуариновой рощей. Рядом расположен Исследовательский центр, изучающий морских черепах.

Конарк

Конарк знаменит на весь мир своим уникальным Храмом Солнца (13 век), который привлекает паломников со всего света. Каждый год в декабре возле него проводится танцевальный фестиваль в специально для этого построенном открытом театре. Событие собирает классических танцоров со всей Индии.

Конарк - более спокойный пляж, чем Пури, но воды здесь более непредсказуемы, даже опытные пловцы должны быть остророжны.

Гопалпур

Самое популярное место для любителей водных видов спорта. В прошлом - морской порт, Гопалпур является идеальным пляжем для морских прогулок под парусами и на катаманарах и окружен руинами древних портовых построек. В бывших складах сегодня устраиваются яркие танцевальные вечера и вечеринки, длящиеся до утра. Пляж облюбован состоятельными бенгальцами из Калькутты.

В последнее время, с увеличением потока туристов, Гопалпур отстраивается. Здесь возводятся новые шикарные отели, увеличивается количество торговцев сувенирами, открываются многочисленные рестораны. Но пока еще пляж не переполнен отдыхающими.

Чандипур

Еще один знаменитый курорт Ориссы. Это уникальный пляж, на котором дважды в день вода во время отлива отступает на 5 километров, а затем возвращается на исходные позиции. Так что здесь можно наблюдать, как море исчезает у вас на глазах. Отлив оставляет после себя ракушки, крабов и другую морскую живность, которую всегда интересно рассматривать. Пляж окружают песчаные дюны и заросли казуарин.

Если вам надоело загорать или плавать в море, вы можете арендовать рыбацкую лодку и отправиться в однодневное путешествие вдоль залива до впадения в него речки Будхабаланга. Также здесь предлагают поездки на джипах, а профессиональные труппы регулярно устраивают для отдыхающих танцевальные представления.

Парадип

Парадип - крупный морской порт, играющий важную роль в индийской торговле. Пляж окружен хвойными лесами. В дельте реки Маханади расположено множество живописных островков и прохладных ручьев. Прекрасное место для водных прогулок.

Своеобразное и богатое культурное наследие ОРИССЫ ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури, где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. ВКонараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра.Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

Исторические факты

Самые ранние археологические находки Ориссы, если не считать отдельных разбросанных остатков доисторических поселений, датируются 4 в. до н. э. Укрепленный город Сисупалгарх, расположенный рядом с современным Бхубанешваром, являлся столицей династии Калинга, о которой мало что известно, кроме того, что ее мощь основывалась на господстве над прибыльными сухопутными и морскими торговыми путями, ведущими на юг. Существование такой богатой поживы столь близко от границ было слишком сильным соблазном для амбициозного императора Маурьев Ашоки. В 3 в. до н. э. он обрушился на древнюю Калингу со всей своей имперской армией и поверг королевство в битву настолько кровавую, что предположительно именно эта резня спровоцировала его легендарное обращение в буддизм. Эдикты, высеченные на скалах, воздвигнутых по всей империи, превозносят добротетели новой веры, дхарму, а также принципы, которые Ашока надеялся внушить своим покоренным подданным. После ухода Маурьев, Калинга пережила некоторое возрождение. При династии Чеди (Chedi), которая исповедовала джайнскую веру, огромные суммы были затрачены на расширение столицы и создание замысловато украшенных монастырских пещер, высеченных в ближних холмах Кхандагири и Удайгири. Во время 2 в. до н. э., однако, царство постепенно раскололось на воюющие клики. Влияние буддизма ослабевало, джайнизм почти совсем исчез, а брахманизм, распространяемый посредством учений шиваистского ревнителя Лакулиши, начал выделяться в качестве господствующей религии.

К 7 в. Орисса уже обрела прочное положение. В течение следующих пятисот лет в регионе последовательно правили могущественные и процветающие индуистские династии, они создавали ряд прекраснейших в истории Южной Азии художественных и архитектурных произведений. Когда в 12 в. к власти пришли Восточные Ганги (Eastern Gangas), этот “золотой век” достиг своего зенита. Получая значительные прибыли от процветающей торговой сети (которая простиралась на востоке до самой Индонезии), цари династии Ганга воздвигли величественные храмы в Бхубанешваре, Пури и Конараке, в которых почитание Шивы и тайные тантрические обряды, которым следовали ранние правители Ориссы, уступили место новым формам поклонения Вишну. Святилище в Пури, посвященное самому знаменитому божеству правящей династии - Богу Джаганнатху (Lord Jagannath), стало к этому времени одним из четырех наиболее святых религиозных центров в Индии.

За исключением короткого вторжения Феруз Султана в 14 в., индуизм в Ориссе практически не пострадал от мусульманской оккупации Бихара и Бенгалии. Такой удаче, однако, не суждено было продлиться. В 15 в. афганцы из Бенгалии аннексировали этот регион, а могольская армия Ман Сингха последовала по их горячим следам в 1592 г. Чудом является даже то, что хотя бы несколько средневековых индуистских памятников избежали разрушения воинствующими религиозными фанатиками; к счастью, это произошло, хотя неиндусам с тех пор никогда не разрешается входить в большинство святых храмов в Пури и Бхубанешваре. В 1751 г. маратхи из западной Индии вытеснили Моголов и стали сами властвовать в регионе. Ост-Индийская Компания тем временем также совершала набеги в прибрежные районы и, через 28 лет после победы Клайва при Плесси в 1765 г., Орисса окончательно попала в зависимость к Британии.

Со времени Независимости штат стал быстро развиваться. Обнаружение запасов угля, бокситов, железной руды и других минералов стимулировало значительный индустриальный рост и улучшение инфраструктуры. Все же несмотря на такой прогресс городов, Орисса остается бедным аграрным штатом, сильно зависящим от сельского хозяйства, который не способен обеспечить основные нужды своих 32 миллионов жителей. Переход Ориссы в новое тысячелетие не был гладким: недавняя политическая нестабильность и “супер циклон” в октябре 1999 г., который пронесся по северным и центральным прибрежным равнинам, нанесли жителям Ориссы значительный ущерб, результатом которого стало отчаяние.

Праздники

Шансы оказаться в Ориссе в период празднества досаточно высоки, так как, помимо обычных индуистских праздников, регион отмечает множество своих собственных. Чтобы получить более подробную информацию о фестивалях Маюрбханджа.
  1. Макар Мела (сер янв). Паломники наводняют крошечный остров на озере Чилика, чтобы сделать приношения по обету в пещере богини Кали.
  2. Мела Адиваси (Adivasis Mela) (26 янв - 1 фев). Эта ярмарка “племен” в Бхубанешваре представляет собой разочаровывающую смесь Кони Айленда и сельскохозяйственного шоу, хотя во время нее можно насладиться хорошей живой музыкой и танцами.
  3. Магха Саптами (янв и фев). Во время полной фазы луны месяца магха, маленький водоем у пляжа Чандрабхага недалеко от Конарака наводняют тысячи верующих. Это праздник в честь Сурии, бога солнца, излечивающего также кожные заболевания.
  4. Панашанканти (начало апреля). В различных регионах в первый день месяца вайсакх, облаченные в одежды шафранового цвета кающиеся грешники несут павлиньи перья, погружаются в транс и ходят по горячим углям.
  5. Чайтра Парба (сер апр). Санталы - самая крупная из многочисленных этнических групп адиваси Ориссы исполняют танцы в Барипаде в районе Маюрбхандж, северная Орисса. Некоторые рыбачьи касты также демонстрируют “танцы с лошадьми”, при которых используются изображающие лошадей деревянные костюмы, бьют барабаны и устраиваются шествия по улицам.
  6. Ашокастами (апрель и май). Праздник Колесниц Бхубанешвара (процессия храмовых колесниц), когда божество Лингараджа окунается в водоем Бинду Сагар.
  7. Шиталашастхи (май и июнь). Празднование свадьбы Шивы и Парвати, проходящее в Самбалпуре и Бхубанешваре.
  8. Ратх Ятра (июнь и июль). Самое большое и грандиозное из празднеств Ориссы. Гигантские изображения Бога Джаганнатха, его брата Балабхадры и сестры Субхадры совершают священное путешествие от храма Джаганнатха до Гундича Мандира в Пури.
  9. Бади Ятра (нояб и дек). Посвящен путешествиям орисских торговцев в Индонезию. Проходит в полнолуние на берегах реки Маханади в Куттаке (Cuttack).
  10. Конаракский Фестиваль (начало декабря). Фестиваль классического танца, на котором в Храме Солнца в Конараке демонстрируются танцевальные формы Ориссы и других штатов Индии.

После завтрака отправление на экскурсию в Конарк - небольшой городок на берегу Бенгальского Залива знаменитый на весь мир благодаря огромному храму-колеснице божества Сурия.

Небольшое поселение Конарак славится знаменитым храмовым комплексом Солнца , который внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Сейчас это не действующий храм, поэтому неиндуисты могут заходить на его территорию. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала для ритуальных танцев перед входом в основной храм.

Группа из семи мчащихся галопом лошадей и 24 украшенных резьбой колесниц (диаметр каждого колеса около 3х метров), сохранившиеся побокам приподнятой платформы, свидетельствуют о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога Солнца - Сурьи. Все изображения на стенах комплекса, его пропорции и ориентация - глубоко символичны и с высочайшей точностью подчинены астрономическим явлениям. Храм Солнца, как и храмы Кхаджурахо, украшают изображения множества любовных пар, соединившихся в откровенных позах.
Здание храма некогда украшала башня 60-метровой высоты. Башня храма еще 100 лет назад служила маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Они называли храм «Черной Пагодой». Сегодня она представляет собой груду развалин. Существует официальная версия о крушении этой башни и самого храма в результате очередного урагана, которых здесь бывает немало каждый год. Однако, удивительно, что с 13 века по 19 век ни один ураган не мог поколебать это грандиозное сооружение. Легенда же гласит, что внутри храма находились огромные магниты, которые дополнительно притягивали железные скобы-крепления в каменных блоках стен друг к другу. Английские колонизаторы вывезли эти магниты в Британию, после чего первый же ураган легко разрушил этот потрясающий шедевр архитектурой мысли. А металические скобы можно увидеть и сейчас в щелях стен храма.

  • Каждый год в декабре в Конарке проходит крупный фестиваль индийского классического танца , который проходит на фоне этого храмового комплекса. Современные танцовщицы, исполняющие танцы Махари на публике и на религиозных фестивалях, не являются храмовыми служительницами (так как это запрещено по современным законам Индии). Они не обручены с Божеством, их не пускают в главное святилище, но они делают это для изучения и сохранения традиции танца. Настоящие Махари были непревзойденными учителями своего искусства. Существовал обычай, по которому Махари удочеряли девочек и учили их танцевальной службе при храме. Таким образом, танец сохранял художественную чистоту и святость в течение 600 лет. Английские колонизаторы запрещали Махари танцевать в храмах, приравнивая их к проституткам, в результате чего культ Махари стал вырождаться.

Посещение деревни рыбаков, резчиков по камню и горшечников . На обратном пути в Пури посещение деревни художников и ремесленников Рагхураджпур . Мастера-ремесленники этой деревни специализируются в искусстве Пата-читра - искусстве росписи яркими красками по пальмовым листьям и тканям. Они хранят секреты, издревле передающиеся от отца к сыну. Это искусство достигло своего расцвета, в 16-м веке. Именно эта техника росписи повлияла на формирование письменности языка Ория. Можно побродить, полюбоваться красивыми росписями на стенахдомов, пообщаться с доброжелательными мастерами и посмотреть, как они создают Пата-читру (картины на ткани), гравюры на пальмовых листьях, мелкую скульптуруиз камня и дерева, игрушки и сувениры из кокоса, джута и дерева.

  • За дополнительную плату можно заранее забронировать индивидуальное танцевальное представление Готипуа ($210 с группы), существующее только в Ориссе. Этот тип танца исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Когда-то м альчики обучались искусству этого танца у храмовых танцовщиц Махари, но постепенно, в отличие от Махари, их выступления стали доступными для публики, в то время как настоящие Махари исчезли.

Новь Ориссы

После завоевания независимости, особенно в последнее время, в Ориссе начала развиваться промышленность. В отсталый штат врывается бурный XX век. Особое внимание уделяется развитию энергетики. На крупнейшей в штате реке Маханади построена плотина Хиракуд протяженностью 4800 метров. Строили ее около 50 тысяч человек. Было образовано огромное водохранилище, сооружена гидроэлектростанция. Созданы условия для искусственного орошения огромного района. Считают, что это одно из самых крупных сооружений, построенных в Индии за годы независимости. За эти годы были введены в эксплуатацию также электростанции в Мачкунде, Болимеле, Роуркеле.

Ранее штат имел выход к морю (порт Висакхапатнам в штате Андхра-Прадеш) только через железнодорожную и автомобильную магистрали. В 1972 году закончено строительство и введена в эксплуатацию первая очередь собственного морского порта Ориссы Парадип. Океанские суда водоизмещением до 60 тысяч тонн доставляют сюда грузы, которые по новой железной дороге отправляются в глубь страны. Вступил в строй крупный сталелитейный завод государственного сектора в Роуркеле. По всему штату растут цементные заводы, предприятия по производству огнеупоров, керамики. Совсем недавно вступил в строй крупный завод точного машиностроения в Корапутском дистрикте (город Сунабеда).

Каждое новое предприятие изменяет жизнь того района, где оно возникает, обрастая населенными пунктами с дорогами, современными культурно-бытовыми учреждениями, парками.

В 1974 году индийские геологи открыли новое крупнейшее месторождение золота в бассейне реки Самбой, которое не уступает известному месторождению в Карнатаке. В 1975 году правительство одобрило проект освоения месторождения никеля в Сукинде. Запасы залегающих в этом районе руд с высоким содержанием никеля оцениваются в 65 миллионов тонн. Это имеет особое значение для экономики Индии, так как до сих пор добыча собственной меди и никеля не обеспечивала потребностей страны. Открыты также богатые месторождения хромистых руд.

Очень важным мероприятием правительства было утверждение в 1971 году строительства 572 промышленных комплексов, из них 10 - в Ориссе. Промышленные комплексы создаются прежде всего в отдаленных и отсталых районах. Это обеспечит равномерное развитие всех частей страны и даст населению глубинок работу. Уже сейчас на вступивших в строй предприятиях занято более ста тысяч человек.

Освоение новых богатых месторождений, создание завода в Сунабеде и другие новостройки потребовали строительства новых дорог. Английские колонизаторы строили дороги только в тех районах, где особенно сильно проявлялись их интересы, например на юге и севере Индии, вдоль западного и восточного побережья. Громадная же территория центральной части республики оказалась со слабо развитой сетью дорог. Четвертая пятилетка предусматривала ассигнования в размере около 3,5 миллиарда рупий на дорожное строительство. В первую очередь необходимо было реконструировать автомобильные дороги: улучшить покрытие, расширить их для двустороннего движения и соединить отдельные участки.

Штат Орисса оказался в числе районов, наименее обеспеченных дорогами. Хорошая автострада проходит только по побережью Бенгальского залива. Там же имеется железнодорожная магистраль Мадрас - Калькутта. И еще две железнодорожные линии (Калькутта - Бхилаи на севере и Висакхапатнам - Бхилаи на юге) пересекают штат Орисса.

Пятый пятилетний план развития страны предусматривает большой рост железнодорожного транспорта. Планируются также значительные ассигнования на строительство автодорог. Технология строительства автомобильной трассы здесь необычна, во всяком случае, для европейцев. Вместо сложной техники часто используются естественные условия. Время, дожди и жаркое солнце заменяют дорожные машины по уплотнению грунта и подготовке полотна. Полотно покрывается битумом и засыпается щебнем. Через несколько месяцев солнце превращает битум в асфальт.

Как ни странно, индийцы делают мощную подготовку дороги. Казалось бы, при отсутствии отрицательных температур она излишня. Но индийцы говорят, что они строят на многие десятилетия, и без ремонта. Конечно, при такой мощной подготовке вряд ли будет необходим ремонт. Ну, а ремонт верхнего покрытия - дело недорогостоящее.

Автомобильные магистрали в штате - это не только средство сообщения. Они - раскрытая книга жизни трудового народа, особенно сельского.

Идет по дороге группа женщин. Два-три кувшина с водой не затрудняют их движения. На строительстве весь бетон, цемент, кирпич, раствор женщины переносят только на головах. Нагрузка достигает 50 килограммов. Глядя на громадные производственные корпуса или многоэтажные здания, диву даешься, что все это смогли перенести женщины на головах. Даже если нет большого груза, а есть всего только узелок или просто зонт, его женщина тоже несет на голове, хотя обе руки свободны - привычка. Мужчины же маленький груз, даже если это узелок весом в несколько десятков граммов, несут на палке через плечо или на зонте.

Нередко прямо па дороге поздно вечером можно увидеть спящих людей: они не сумели засветло добраться до дому.

Почему же на дороге? Ведь это, наверное, опасно?

Вовсе нет: нагретая за день она ночью отдает тепло. И хищные звери по ней не ходят, и транспорт для лежащего человека не опасен, - заверил нас переводчик.

Вот и получается, что дорога - самое подходящее место для отдыха уставшего путника.

На дорогах мы любовались водителями: виртуозность и быстрота (скорость 90–100 километров в час), прекрасное знание дороги и каждого ее поворота, разъезда, подъема или спуска, молниеносная реакция, особенно в вечернее время, да еще в горах. Порой такая езда напоминала гонки в приключенческих фильмах.

А ведь не на всех участках можно разъехаться со встречной машиной. Казалось бы, в таких условиях неизбежны частые аварии. Отнюдь. Индийские шоферы работают безаварийно. Возможно, что немалую роль играют предупредительные плакаты с остроумными советами: «Водитель! Не забудь, что конечности второй раз не отрастают!» «Выигранная минута может оказаться последней в вашей жизни!» «Не делай жизнь еще короче!» Плакаты большие, красочно оформлены и установлены в наиболее подходящих местах.

Особенно трудно грузовым машинам. Тяжело урча, они преодолевают перевалы и чудом разъезжаются со встречным транспортом: автомобилями и повозками, запряженными быками и волами, которых не так-то просто заставить свернуть с пути. Большинство автомашин раскрашены и иллюминированы. Содержание украшений всегда религиозное. Нередко на полочке перед изображением божества лежат приношения ему в виде зерен, кусков кокосового ореха, лепешек и т. п. Тут же тлеют ароматические палочки. Водители очень любят свои машины и с большой нежностью ухаживают за ними.

Иногда у обочины группками сидят мужчины и мирно беседуют, обсуждая какие-то проблемы: дорога заменяет им сельский клуб.

Часто дороги используются крестьянами для сушки и обмолота зерна. Разложенные на горячем асфальте стебли с зерном или масличными семенами быстро высыхают, а колеса транспорта добросовестно выполняют функцию молотилки. В дни праздников дороги служат источником дохода для населения окрестных деревень. Ведь на празднование нужны деньги. Зарабатывают кто как может. Например, таким способом: нарядные, раскрашенные девушки перегораживают дорогу проезжающему транспорту, окружают его и устраивают танцы. Освобождают вас «из плена» только после того, как получат награду.

В структуре управления штатами большую роль играла Индийская гражданская служба (ИГС), впоследствии преобразованная в Индийскую административную службу (ИАС). Человек, ставший чиновником ИАС, живет особой жизнью. Он - «вне политики» и не входит ни в одну политическую партию, не участвует в выборах, точнее, не выставляет свою кандидатуру. Это удобно для членов ИАС: при смене правительства их не смещают, так как они не являются политическими деятелями, а только исполняют волю министров. Карьера члена ИАС обеспечена. За его продвижением по службе следят высшие чиновники штата. Он получает ежегодную надбавку, ему обеспечена высокая пенсия. Такая система не всегда учитывала рост и развитие способностей служащего. Важно было попасть в список ИАС и строго соблюдать субординацию.

Консерватизм структуры управления, несомненно, тормозит развитие промышленности. Идея иерархичности в сочетании с кастовой системой обеспечивает слепое повиновение. Исключается критика действий вышестоящего чиновника, глушится инициатива. Это распространяется по всей служебной лестнице - от руководителя до курьера.

Однажды мы зашли к начальнику цеха. В кабинете было жарко, душно. Вместо того чтобы повернуть ручку фена, расположенную рядом с креслом, он нажал кнопку и вызвал секретаря. Вошел молодой человек (секретарями в Индии, как правило, работают мужчины). Получив указание включить фен, он вышел в приемную, нашел своего подчиненного и передал ему распоряжение. Наконец, рассыльный зашел в кабинет и включил фен. В Индии это в порядке вещей, и виновны в этом кастовые предрассудки. Любой из нас мог бы включить фен, но нельзя: потеряешь авторитет. Это произошло в начале нашего знакомства. Впоследствии, когда индийские специалисты лучше узнали нас, отношения определялись деловыми качествами, но предрассудки зачастую были сильнее их.

В Индии строго соблюдается время чаепития. Два раза в день, в 11 и 16 часов, делается короткий перерыв на чай. Как-то на производственном совещании, носившем напряженный характер, забыли о нем. Индийцы из вежливости не напомнили, но через несколько дней некоторые из них с осуждением вспомнили об этом. На следующем совещании в установленное время был подан чай с лимоном и кофе с молоком. Индийцы заулыбались, польщенные оказанным вниманием. Во время чаепития мы сказали им, что предыдущее совещание прошло без чая по той простой причине, что не сработала сфера обслуживания, и что у нас нет никаких оснований нарушать установленные традиции, которые не мешают работе, а, наоборот, способствуют лучшему взаимопониманию.

На производственных совещаниях ведутся рабочие протоколы. В них со стенографической точностью записываются все высказывания. Такой протокол неудобен в работе. В подробностях тонет главное. И когда мы составили короткий протокол, где были зафиксированы лишь решения и сроки их выполнения, то на следующий день начальник цеха мистер Кутти удивленно спросил:

А почему такой короткий протокол? Ведь мы так все подробно обсудили!

Ничего! Мы пожалели ваше время и бумагу.

Каково же было паше удивление, когда на следующий день мы увидели на своих столах толстые пачки бумаги!

На предприятиях в Ориссе существует еще одна, на наш взгляд странная, традиция: независимо от режима того или иного предприятия его могут посетить все родственники работающего. Приезжают десятки нарядно одетых людей всех возрастов: от ребятишек, только что научившихся ходить, до глубоких старцев. На заводе им оказывают большое внимание. Их везде водят, все показывают, подробно отвечают на все вопросы. А сами служащие с гордостью рассказывают о своей работе. Возможно, для штата, который встал на путь строительства новой жизни, это не так уж и плохо - пусть все знают, как строится эта жизнь.

Закладка любого здания - будь то храм, или школа, или же промышленное предприятие - обставляется в штате очень торжественно. Все как положено: и раскалываются кокосовые орехи, и кладутся под фундамент монеты, и обязательно найдутся почетные граждане, которым выпадает честь положить первый кирпич.

Не менее торжественно отмечается и окончание строительства. В честь этого события сооружаются трибуны, их обрамляют цветами и иллюминируют, разбивают парки, строят бассейны с фонтанами. Все делается для того, чтобы этот день оставил о себе добрую память у как можно большего количества людей. После официальной части обычно для строителей и почетных гостей устраивается прием и концерт, а для остального населения на богато иллюминированной главной площади города - грандиозный фейерверк.

На одном из таких концертов выступала знаменитая исполнительница классических танцев Ориссы Саньюкта Паниграхи с мужем Шри Рагхунатхом Паниграхи. Мы как зачарованные смотрели на древние изящные танцы, и перед нами оживали бессмертные каменные фигуры на стенах древних храмов Ориссы.

Удалось побывать нам и на концерте другой известной танцовщицы - Индрани Рахман, которая воплотила в своем искусстве лучшие черты традиционной индийской хореографии. В ее вдохновенных танцах оживают поэтические сцены древнего эпоса, мифические герои народных сказаний, барельефы, фрески, скульптуры храмов. Она исполняет классические танцы, творчески осмысливая каждый жест, в точности передавая значение этих жестов, заложенное в них еще в древности. Танцевальное искусство Ориссы привлекло Индрани техническим совершенством и утонченностью, возможностью достичь наивысшей выразительности исполнения. Тонко чувствуя музыку, обладая незаурядным интеллектом и удивительно широким взглядом на современное искусство, Индрани сумела раскрыть красоту этих стилей, возродить танцы Ориссы не только для Индии, но и для других стран…

В создании новой Ориссы, кажется, хотят принимать участие все. Даже… махараджи. Рассказывают, что махараджа из города Джейпур усиленно добивался разрешения на строительство завода точного машиностроения в Корапутском дистрикте. Получив отказ, он попытался вложить деньги в новый автомобильный завод. Но и здесь ему отказали. Не удалось махарадже пустить свои баснословные капиталы в оборот! Мы заинтересовались личностью махараджи, пожелавшего помочь штату. Однажды нам сказали, что мы можем посетить махараджу в его резиденции в Джейпуре. Дворец - два десятка зданий - расположен на окраине города. Большинство строений и огромный сад - в запустении. Махараджа с семьей занимает несколько двухэтажных домов, обнесенных стеной и охраняемых личной стражей.

Наша машина въехала через главные ворота и остановилась у парадного подъезда. В большой приемной (которая также давно нуждается в ремонте) нас представили служащему. Через несколько минут со второго этажа спустился пожилой, представительный мужчина и сообщил, что нас скоро примут, а пока нам предложили сесть за большой стол и выпить соку, который тут же принесли в запотевших бокалах. Мы обратили внимание, что в помещении и во дворе много праздно шатающихся слуг. Вдруг те слуги, что находились в холле, пришли в легкое замешательство: со второго этажа спускалась стройная средних лег женщина в сари.

До чего хороша и удобна эта национальная одежда индийских женщин! Тысячи женщин во всем мире ежегодно ломают голову над созданием новой моды, не всегда находя по-настоящему красивые линии, удобные модели. Иногда мода, не успев родиться, отмирает, иногда она принимает уродливые, противоестественные формы. Сари неизменно, уже несколько веков, украшает индийскую женщину. А ведь это обыкновенный кусок материи, длиной в семь метров без всяких швов. Правда, нм нужно уметь задрапироваться, и тогда оно удивительно тонко подчеркивает женственность и изящество фигуры или, наоборот, скрывает ее недостатки. Преимущества сари перед другими видами женской одежды в условиях Индии очевидны. Оно одинаково удобно и выгодно для женщины с любой фигурой, с любым достатком и в любую погоду. Куском сари, перекинутым через плечо, женщина укрывает голову от палящих лучей солнца. Красиво смотрятся на женщинах и простые сари из хлопчатобумажной ткани, и дорогие праздничные, расшитые золотыми и серебряными нитями, вышитые по краям затейливыми орнаментами…

Это была махарани. Она представилась, извинилась, сказав, что ее муж уехал на лечение.

Если вам что-нибудь угодно, я постараюсь сама решить вопрос, - предложила она свои услуги.

Мы - ваши соседи. Хотели просто нанести визит вежливости и, если возможно, посмотреть дворец и его достопримечательности.

О! Благодарю вас! - ответила махарани и тут же дала какие-то указания управляющему. Забегали слуги, появились люди с ключами.

Махарани любезно пригласила нас осмотреть «некоторые вещи» и направилась к стоящему в центре двора зданию. Служащие долго возились с замками. Наконец, тяжелые, массивные двери заскрипели, и мы вошли в большой зал, где было собрано множество различных ценностей: на стенах - старинные картины и барельефы из слоновой кости; по периметру зала располагалась богатейшая коллекция холодного и огнестрельного оружия, кажется, всех веков, в центре зала - два больших парадных старинной работы кресла-беседки, надеваемых на слонов во время торжественных выездов. Одно кресло серебряное с полудрагоценными камнями, другое - отделано слоновой костью. Тонкая резьба и филигрань поражали своей красотой. Это были настоящие произведения искусства замечательных индийских умельцев. Рядом с креслами возвышались сундуки с инкрустированными крышками, какие-то большие тюки, по-видимому, ковры. Всюду множество серебряных сосудов с богатейшей художественной чеканкой.

Других помещений, кроме зала, нам не показали, сославшись на пропажу ключей. Но и без того наш визит затянулся. Поблагодарив махарани за любезный прием и за приглашение повторить визит, когда вернется муж, мы попрощались.

На обратном пути было о чем подумать. Сколько десятков тысяч тружеников работало в течение многих лет, создавая изумительные по красоте вещи, и теперь они пылятся за ржавыми замками. Махараджа крошечного княжества собрал за этими замками сказочные богатства, в то время как, по подсчетам индийских экономистов, около 65 процентов населения находится на грани нищеты.

И все же у Ориссы есть будущее. В недалеком времени она займет достойное место в экономических преобразованиях страны.

Народ ория населяет штат Ориссу. В состав нового штата Орисса, согласно административному делению страны, проведённому правительством Республики Индии в 1956 году, вошли бывшая провинция Британской Индии Орисса и ряд княжеств, большинство которых было объединено ранее под общим названием «Княжества Ориссы».

Современный штат Орисса состоит из 17 округов, общая площадь его составляет около 150 тыс. км 2. Ориссу населяет32,2 млн. человек (данные представлены на 1992 год). Плотность населения составляет 114 человек на км 2 . Около 50 тысяч живёт в Бангладеш. Город Бхубанешвар - столица штата.

Подавляющее большинство населения Ориссы составляют ория.

Основной язык Ориссы – ория (одри, или уткали); на нём говорило в 1951 году свыше 13 млн. человек (82 % населения штата). Кроме того, ория является вторым языком почти для 1 млн. человек в Бихаре.

Язык ория принадлежит к восточной группе индоарийской ветви индоевропейских языков.

В результате длительного соприкосновения ория с бенгальцами бенгальский язык оказал заметное влияние на язык ория, главным образом, на его словарный состав. Иногда ория даже ошибочно называли диалектом Бенгалии. Близость этих языков объясняется тем, что они оба восходят к пракриту магадхи.

Язык ория имеет собственную письменность, хотя и основанную на деванагари, но существенно отличающуюся округлой формой букв от письменности остальных индоарийских языков (ещё сравнительно недавно, в прошлом веке, основным материалом для письма служили пальмовые листья, а орудием для письма металлическое стило).

На телугу говорит в Ориссе около 350 тысяч человек в южных округах штата. Урду и хинди в отличие от некоторых других штатов Индии особенно большого распространения в Ориссе не получили – число говорящих на этих языках равняется приблизительно 185 тысяч человек, это главным образом выходцы с севера. В горных округах штата на территории бывших княжеств распространены так называемые языки племён: сантали (334 тысячи человек), кондх, савара и другие.

История

Сведения о древней истории ория на территории современной Ориссы крайне скудны. Наиболее ранние письменные памятники на языке ория относятся к 13 веку нашей эры. Это брахманские архивы храма Джанганнатха в Пури, представляющие собой связки пальмовых листьев с текстами, которые содержат весьма отрывочные сведения о прошлом ория.

Орисса фигурирует во всех ранних исторических памятниках под санскритским названием одра-деша – «страна народа одра». Из многих толкований и переводов слова «одра», означающему название одного из цветов, произрастающих в джунглях Ориссы.

Второе, не менее распространённое название Ориссы (тоже санскритское) – уткала - деша, то есть «страна народа уткала» (уткала - второе этническое название народа ория, которое получило теперь довольно широкое распространение. В литературе и даже в прессе штат Орисса часто называется Уткал.), что переводится, как «чудесная страна» или «удалённая страна» (имеется в виду, видимо, её удалённость от Ганга).

Политическая история территории Ориссы со времени появления здесь ория и до 4 века до нашей эры мало известна. Орисса не входила ни в одну из 16 так называемых махаджанапад – ранних государств, сложившихся к 6 веку до нашей эры.

В 3 веке до нашей эры Калинга (так в то время называлась территория, примерно соответствующая современной Ориссе) составляла часть могущественной империи Ашоки. В округе Пури, южнее Бхубанешвара, найден один из «столбов Ашоки», - каменная колонна с высеченным на ней текстом его эдиктов. К этому времени относится широкое распространение в Ориссе буддизма.

В 4-5 веке нашей эры Орисса входила в империю Гупта.

В начале 7 века нашей эры Орисса была завоевана канауджским правителем Харшей.

10 век в истории Ориссы ознаменовался расцветом шиваизма. В 8-13 веке были созданы такие крупные памятники архитектуры индуизма, как храмы в Конараке, в Бхубанешваре, в Пури и множество других.

В 12-15 веке большое распространение получил вишнуизм.

На протяжении нескольких веков Орисса подвергалась нашествию завоевательных армий делийских султанов и мусульманских правителей Бенгалии. С 16 века вторжения стали особенно частыми. Во второй половине 16 века Орисса попала под власть афганской династии Сур, правившей в Бенгалии. Последний независимый раджа Ориссы был свергнут. Под властью афганцев Орисса находилась до 1592 года, когда она стала провинцией Монгольской империи.

В 1751 году Орисса была завоевана маратхами. Никакой собственной администрации или особой системы управления в этой окраинной провинции маратхи не ввели.

После большой военной кампании, предпринятой англичанами против маратхов, Орисса в 1803 году попала под власть англичан, которые сразу же ввели здесь свою администрацию. Во времена английского владычества территория Ориссы подвергалась неоднократным административным переделам и до 1912 года, вместе с Бихаром, составляла часть большой британской провинции Бенгалии.

Гнет чужеземных завоевателей вызвал к жизни движения ория за национальную независимость и автономию. Большую популярность получила идея объединения в одну провинцию всех областей с населением, говорящим на ория. Движение охватило все слои населения Ориссы. Его требования были сформулированы и выдвинуты на специальном конгрессе – Объединённой конференции Уткала в 1903 году.

В 1912 году территория современной Ориссы была отделена от Бенгалии и вместе с Бихаром образовала новую провинцию – Бихар и Орисса. Ория, как и следовало ожидать, не были удовлетворены такой полумерой, и движение за выделение за выделение Ориссы продолжалось. Особенно усилилось оно во время революционного подъёма в Индии в 1918-1922 годах.

В январе 1936 года Бихар и Орисса были разделены на две самостоятельные провинции. Борьба за выделение в отдельный штат орияязычных территорий шла около 30 лет и во многих отношениях слилась с общеиндийской борьбой за независимость. В состав вновь образованной провинции Орисса вошли 26 автономных княжеств: собственно Орисса, а именно округа Каттак, Баласор и Пури (крупнейшим княжеством было Майрбхандж); некоторые пограничные районы Мадраса; небольшие районы, отошедшие от Центральных провинций. Однако орияязычных районов осталась за пределами штата: Сингхбхум в Бихаре, Миднапур в Западной Бенгалии, Райарх и другие в Мадхья-Прадеше.

Новое административное деление страны, проведённое в 1950 году уже самими индейцами после получения независимости, изменило эти административные границы. Новый штат Орисса значительно увеличился за счёт присоединения феодальных княжеств восточной Индии, входивших ранее в агентство Чаттисгарх; правительство Ориссы взяло на себя также управление княжеством Маюрбхандж. После ликвидации феодальных княжеств в 1956 году Орисса стала единым штатом в составе Республики Индии.

Крупная промышленность в штате стала развиваться только в годы независимости, а поэтому в конце 50-х годов рабочий класс ещё не играл в политической жизни Ориссы той роли, какую он играл на тот момент в соседних штатах Андхра и Бенгалия.

Штат Орисса расположен широкой вытянутой полосой вдоль побережья Бенгальского залива (длина морского побережья Ориссы около 500 километров) и находится в тропической зоне Индии.

Материальная культура

Промышленность.

Промышленность в Ориссе развита очень слаба. Во времена британского владычества заводы и фабрики здесь не строились, и промышленность этой провинции была представлена лишь небольшим числом фабрик, мелкими кустарными предприятиями и ремесленными мастерскими по изготовлению металлических изделий и изделий ручного ткачества, а также немногочисленными рисоочистительными и маслодельными предприятиями.

Только с достижением независимости было обращено внимание на разработку природных ресурсов и развитие промышленности в Ориссе. Правительство Индии принимает для этого ряд мер.

В последние годы стала развиваться бумажная промышленность (основным сырьём является бамбук), цементная, текстильная, отчасти сахарная промышленность.

Крупным предприятием является металлургический комбинат в городе Руркела.

Особо следует отметить рост горнодобывающей промышленности. Орисса, наравне с Бихаром, располагает наиболее ценной по качеству железной рудой Индии. Залежи высококачественных железных руд, содержащих до 60% железа, разрабатываются в Сундаргархе, Кеонжхаре и Маюрбхандже. Недавно железо было найдено также и в округе Каттак. Орисса располагает 20% общеиндийских запасов марганца. Здесь также добывается (хотя и в небольших количествах) уголь, слюда, высококачественная хромовая руда. Присоединение бывших феодальных горных княжеств дало Ориссе богатые минеральными ресурсами Районы.

Индийское правительство, составляя общеиндийский план промышленного строительства, предусмотрела сооружения ряда объектов, обеспечивающих экономическое развитие Ориссы в недалёком будущем.

Открылись также возможности широкого использования энергии рек и богатейших лесных ресурсов отсталых горных районов: строевого леса сплавляемого по реке Маханади, тутового дерева.

Согласна планам развития индийской экономики в Ориссе осуществлено строительство крупного гидроузла, использующего энергию реки Маханади. Уже закончена первая и вторая очередь этого гидроузла – Хиракудская плотина с двумя электростанциями, которая сделала реку Маханади судоходной на протяжении 500 километров.

Электростанции обеспечили энергией не только Ориссу, но и многие районы штата Мадхья Прадеш и восточные районы штата Бомбей.

Немаловажным фактором для развития экономики этого штата является строительство крупнейшего гидроузла на реке Дамодар в Бихаре, который даёт электроэнергию промышленности северных районов Ориссы.

Промышленное развитие отдельных районов влечёт за собой и некоторые изменения в этническом составе населения. Приток мигрантов из других районов Ориссы и соседних штатов, взаимные контакты между представителями различных народов, племён и каст приводят к их сближению и постепенному стиранию этнических различий между ними.

Сельское хозяйство.

Потенциальные возможности сельского хозяйства Ориссы очень велики. Орисса имеет очень большой резерв залежных земель, которые с успехом могут быть превращены в обрабатываемые поля. Посевную площадь можно увеличить примерно на 50%. Более эффективным использованием благоприятных климатических и почвенных условий можно поднять продуктивность сельского хозяйства. Имеются, например, все возможности для того, чтобы выращивать три урожая риса в течение одного года: зимний, осенний и летний. Но пока даже два урожая в год снимаются лишь с 1/3 всей обрабатываемой площади.

Отсутствие удобрений и техническая отсталость сельского хозяйства Ориссы являются причиной низкой урожайности основной культуры – риса.

И всё же, несмотря на низкую технику сельского хозяйства, Орисса – один из немногих штатов Индии, который имеет некоторые излишки продовольствия, главным образом – зерновых.

Рис занимает главенствующее положение в экономики Ориссы. Из всей посевной площади Ориссы примерно 90% занято рисом. Его выращиванием занимается 80% населения штата. Сеют также просо, бобовые, кукурузу и пшеницу, сажают овощи. Однако эти культуры имеют незначительный удельный вес в сельском хозяйстве Ориссы. После того как большая часть Бенгалии отошла к Пакистану, возросло производство джута. В Ориссе культивируют сахарный тростник, табак, хлопок, масличные. В прибрежных районах широко распространена кокосовая пальма и меньше распространена пальмира. По всей Ориссе много плантаций бетеля.

Благополучие орисского крестьянина почти целиком зависит от урожая зимнего риса, и обработка рисового поля занимает, естественно, центральное место среди остальных крестьянских работ. Как и в других районах Индии, цикл сельскохозяйственных работ, связанных с посевом, уходом и снятием урожая зимнего риса, занимает около шести месяцев.

В мае, после начала дождей, готовят поле под посадки. Землю вспахивают от двух до четырёх раз, а в июне производят посев. В июле и августе рис пересаживают. В районах расположенных вблизи морского побережья, срок пересадки отодвигается до сентября. Пересаженный рис почти не требует прополки и, как правило, обходится без искусственного орошения. Сбор урожая начинается в ноябре и в некоторых местах заканчивается в январе. Сжатый почти под корень рис примерно на неделю оставляют в поле и лишь после этого связывают в снопы.

Дальше следует молотьба. Существует два способа молотьбы: выбивание зерна вручную и молотьба с использованием быков. Первым способом пользуются в тех случаях, когда хотят сохранить рисовую солому для плетения, покрытия крыши и т. д.; во втором случае солома идёт скоту.

Веяние производится вручную, при помощи специального плетёного лотка.

Кроме зимнего риса, выращивается и так называемый осенний рис; период его созревания – четыре месяца (с мая по сентябрь – октябрь).

На некоторых участках в Ориссе выращивается и третий урожай – «летний» рис: посев этого риса производится в январе – феврале, снятие урожая производится в мае – июне.

Таким образом, выращивание одного только риса, не говоря уже о других культурах, практически растягивается на весь год. Однако между отдельными периодами этого цикла бывают перерывы, которые используются для других хозяйственных работ. Наиболее длительный перерыв получается в период, когда закончена пересадка и начинается созревание риса. Именно в это время крестьяне занимаются починкой сельскохозяйственного инвентаря, заготовкой топлива и другими домашними работами.

На территории Ориссы, особенно в западных и северных районах, имеются большие лесные массивы (общая их площадь составляет около 40 тыс. км 2). Леса отличаются большим разнообразием древесных пород. Здесь крестьяне заготавливают дрова, строительные материалы (деревья сал и сундари, финиковую пальму), лечебные травы, кустарники и травы для плетения корзин и циновок, для покрытия крыши. Некоторые ория занимаются рыбной ловлей, причём ловят рыбу не только в море и реках, но также и на затопленных водой рисовых полях, где её специально разводят.

Среди крестьян развито отходничество. Как только собран зимний урожай риса и в полевых работах наступает затишье (обычно в феврале), крестьяне отправляются за пределы своего района в поисках временной работы.

Поселения, жилища.

Подавляющее большинство ория живёт в деревнях. Процент городского населения в Ориссе меньше, чем во всех остальных штатах (за исключением Ассама). В 1961 году городское население составляло 6,4% всего населения штата. Здесь имеется всего один крупный город – Каттак (население около 150тысяч человек) и около 30 мелких городов с населением от 5 до 50 тысяч человек в каждом. Примерно одна треть городского населения штата сосредоточено в трёх городах – Каттак, Бергампур и Пури. В последние годы в 30 километрах от бывшей столицы, город Каттака, бурно растёт город Бхубанешвар – новая столица Ориссы.

Основным типом поселений ория являются небольшие деревни (с населением меньше 500 человек). Крупных деревень здесь относительно мало: только около 240 деревень имеют от 1000 до 2000 жителей.

Сельские поселения обычно одинаковы и по площади (2-3 километра 2). Во время британского владычества ради более удобного взимания налогов английская администрация ввела в Ориссе территориально – административную единицу – мауза. Вся Орисса была разделена на определённое число мауз. В состав каждой маузы вошло одно или несколько поселений ория, расположенных в границах этой административной единицы. В настоящее время одна мауза по существу одна деревня.

Почти все деревни ория расположены в рощах, чаще всего, в пальмовых. Дома почти незаметны из-за густой зелени. В таких деревнях обычно нет улиц и дома расположены беспорядочно.

Дома у ория, как правило, строятся большие. В каждом доме две-три, а иногда и больше сообщающихся между собой тёмных комнат; в комнатах, выходящих на улицу, есть небольшие окна.

В домах обычно две двери, одна ведёт на улицу, а другая ведёт во двор. Большинство домов с небольшими верандами. Дома часто глинобетонные; мазанные, небеленые стены домов часто бывают разрисованные белой краской.

Около каждого дома находится двор, но двор не всегда огороженный. Хозяйственные постройки в каждом дворе примыкают к жилому дому и вместе с ним с трёх сторон ограничивают двор. В каждом дворе растёт куст тильси, почитаемого по всей Индии как священное. Под этим кустом обычно сооружают домашний алтарь.

Здесь же, во дворе можно увидеть и временный очаг, дополняющий постоянную кухню. Кухня представляет собой отдельную, примыкающую к дому постройку. Она тёмная, с тщательно вымазанным земляным полом, очень чистая. В отличие от многих народов Индии, ория не держат в кухне изображений богов.

Около крестьянских домов расположены приусадебные участки, где выращиваются овощи. Особенно много выращивается бетеля. На особых огороженных участках устраивается специальная сетка из прутьев, по которой вьётся бетель.

Основным продуктом питания ория всегда был рис. Сваренный на воде, приправленный солью и овощами, рис – традиционное блюдо ория. Из приправ они чаще всего используют красный перец и куркумовый корень.

Большое место в пищевом рационе занимает рыба, которая водится в многочисленных реках и озёрах Ориссы. Особенно богато рыбой озеро Чилка, замечательное тем, что с декабря по июнь вода в нём солёная, а в период дождей становится пресной.

Многие ория употребляют в пищу не только рыбу, но и баранину или козлятину. Это относится даже к некоторым членам таких «высоких» каст, как брахманы и каран.

Подавляющая часть ория в течение дня не ест горячей пищи, которую, как правило, варят один раз в день – вечером. Оставшийся от ужина вареный рис едят на следующее утро в холодном виде.

И всё же, несмотря на кажущееся разнообразие пищи, рис, по-видимому, настолько преобладает, что в Ориссе случаются заболевания болезнью бери-бери, вызванные недостаточностью витамина В 1 .

Основу мужского костюма ория, как и по всей Индии, составляет короткое дхоти, которое иногда имеет вид узкой набедренной повязки. Часто можно встретить мужчин, одетых в длинное белое дхоти и рубашку.

В прохладную погоду набрасывают на плечи нечто вроде хлопчатобумажной шали, а более состоятельные люди носят шерстяное покрывало.

Женщины носят общеиндийские домотканые сари, белые или красно-бурых тонов с тёмной каймой. Свободным концом сари они покрывают голову от солнца. Независимо от имущественного положения орисские женщины носят много украшений, среди которых распространены серьги в носу – не только в обеих ноздрях, но и в перегородке носа.

Обувь (обычно – сандалии) носят преимущественно горожане.

Духовная культура

Религиозный состав населения Ориссы в противоположность большинству других штатов Индии единообразен.

95% жителей исповедуют иудаизм, примерно 2% населения исповедует мусульманство, а христиан в Ориссе всего несколько тысяч человек. Сохраняются также и некоторые анимистические верования, особенно среди малых народов Ориссы.

Орисса долгое время считалась священной землёй – обителью индуизма. Завоевателям-мусульманам приписывают даже следующее изречение, относящееся к Ориссе: «Эта страна не подлежит завоеваниям. Она принадлежит исключительно богам».

Для Ориссы характерно огромное число культовых учреждений, обслуживаемых армией священнослужителей. Достаточно пересечь реку Байтарани, чтобы почувствовать особую атмосферу этой области Индии. На правом берегу реки возникаю один за другим храм, посвященные Шиве. Дальше идёт город Джаджпур (что в переводе обозначает «город жертвоприношений»), являющийся центром поклонения супруге Шиве – Кали.

Другими достопримечательностями Ориссы являются пещеры в горах Кхандагири и Уйдагири, датируемые II веком до нашей эры, шиваитский храм Лингарадж в Бхубанешваре, выстроенный в VII веке, и храм Солнца в Конараке (середина XIII века).

Кроме индуистских храмов и святынь, в Ориссе сохраняется много буддийских памятников, в том числе 10 ступ, которые считаются местом проповедей Будды. Сам буддизм здесь давно исчез.

В Ориссу стекается множество паломников из самых отдалённых концов страны; центром паломничества является город Пури, где находится крупнейший вишнуитский храм Джаганнатха. Тысячи жителей Пури прямо или косвенно живут за счёт верующих. Особенно велик приток верующих во время праздника Ратх Джатра – праздник колесницы или, точнее, процессии колесницы (ратх означает колесница, джатра – путешествие). Этот крупнейший индуистский праздник, являющийся самым значительным из всех годовых празднеств, отмечаемых в Пури, приходится на июнь-июль месяц (по индийскому календарю, месяц ашадха). Ни в одном месте Индии не отмечают его так широко и с соблюдением столь полного ритуала как здесь, хотя празднуют его и в других штатах.

Под именем Джаганнатха – владыки мира почитается бог Кришна. Основной ритуал праздника Рахт Джатра – праздника колесницы заключается в том, что большое деревянное изображение Кришны, а также его брата Баларамы и сестры Субхадры, которые тоже причислены к богам, выносят из храма и на больших колесницах в сопровождении верующих везут в другой храм, расположенный примерно в двух километрах от храма Джаганнатха. Здесь изображения богов остаются в продолжении восьми дней. По прошествии этого срока их снова помещают на колесницу и также в сопровождении огромной ликующей толпы возвращают в первый храм.

Среди индусов очень распространено поверье, что тот, кому посчастливится увидеть изображение Джаганнатха во время этих процессий, избежит несчастливого перерождения при втором рождении.

Это путешествие Джаганнатха их храма и обратно воспроизводит один из эпизодов жизни Кришны. Индийский миф гласит, что в детстве Кришна воспитывался в Гокле у пастуха Наиды. Однажды он вместе со своим братом Баларамой отправился в Матхуру, чтобы расправится со злым царём Матхуры Кансой. В Матхуре Кришна совершил один из своих подвигов – убил Кансу и после этого возвратился в Гокулу.

Перемещение изображения Кришны и его брата на некоторое время в другое место и затем торжественное возвращение его в храм символизирует это путешествие из Гокулы в Матхуру и обратно.

Праздник из-за большого скопления верующих, жаждущих увидеть изображение Джаганнатха, растягивается иногда на две недели.

Индуистские храмы и другие культовые сооружения, столь многочисленные в Ориссе, интересны не только как центры индуистской религии, но и как памятники искусства.

Литература и народное образование.

Наиболее древние письменные памятники на языке ория относятся примерно к 13 веку (иногда их датируют даже 9 веком). Устный и письменный язык ория, близкий к современному, оформился в 14 веке.

В течение пяти столетий (с 14 по 19 век) орисская литература развивалась в том же направлении, что и вся индийская литература, сохраняя лишь некоторые местные особенности: писатели в своём творчестве отражали тематику крупнейших древних литературных памятников Индии – Рамаяны, Махабхараты и Пуран.

На основе этих памятников было создано огромное количество литературных произведений всевозможных жанров. Существует, по крайней мере, 12 вариантов орисской Рамаяны и три варианта Махабхараты, не считая бесчисленного количества более мелких литературных произведений, использующих отдельные элементы этих сюжетов.

С 19 века орисская литература от религии и мистики переходит к темам сегодняшней жизни. Возрастающая активность индийских народов в политической и экономической жизни страны породила и новую литературу.

Основоположником современной орисской литературы считается Факирмохан Сенапати (1843-1918), произведения которого, так же как и его коллег и современников Радханатха Роя и Мадхушудана Рао, знаменуют собой начало нового периода в истории орисской литературы.

Сенатапи был не только писателем, но и купнейшим общественным деятелем. Происходя из трудовой среды, Сенатапи тем не менее сумел получить образование и был первым издателем и зачинателем издательского дела в Ориссе.

С конца 19 века появляется ряд орисских писателей, поэтов, драматургов, чьи произведения отражают сложную и тяжёлую обстановку, в которой находился народ ория в период колониального режима, и свидетельствуют о росте национального самосознания ория, о их борьбе за национальную самостоятельность и единство.

В колониальной Индии возможности развития национальной орисской литературы, как и вообще национальной орисской культуры, были весьма ограничены. Лишь в последнее время стала интенсивно возрождаться культурная жизнь народа ория. В 1959 году в Ориссе выходило 124 различных газет (вместо двух еженедельных в тридцатые годы), из них 70 газет выходило на языке ория. А в городе Каттаке были открыты два театра.

Согласно данным переписи населения Индии за 1961 год, грамотных в Ориссе было 21,5% населения.

В настоящее время в Ориссе ведётся большая работа по повышению грамотности населения. К середине пятидесятых годов здесь было около 18 тысяч учебных заведений (в основном это начальные школы) с общим числом учащихся свыше 800 тысяч человек.

Если в начале 20 века в Ориссе не было ни одного высшего учебного заведения, то к началу шестидесятых годов Орисса имела 34 высших учебных заведений различных профилей. Центром высшего образования для ория является Уткал Университет в городе Каттак, где обучается свыше 8 тысяч студентов. При университете 24 колледжа, которые готовят специалистов по экономике, истории, филологии, математике, физике, химии, биологии. В настоящее время народ ория имеет многочисленную национальную интеллигенцию.

Ремесла. Среди ория широко развита художественная обработка металла, имеющая очень давние традиции. Центром художественной обработки золота и серебра является Каттак. Филигранные ювелирные изделия ория используются заслуженной славой не только по всей Индии, но и далеко за её пределами. Выделываемая здесь серебряная проволока очень изящна и тонка – из одной серебряной монеты (рупии) изготавливают до 35 метров проволоки. За последние годы всё большее распространение получает также производство разнообразных художественных изделий из рога.

Распространённым видом художественного ремесла в Ориссе является резьба, особенно по камню, которая достигла здесь высокого совершенства.

Социальная культура

Основные обряды ория, как и у других народов Индии, исповедующих индуизм, связаны с рождением ребёнка, свадьбой, похоронами.

В день рождения ребёнка совершается обряд джанмадина (буквально «день рождения»). Родители приглашают в гости родных и соседей, брахману и соседям преподносят подарки. Деревенский астролог должен точно зафиксировать время рождения ребёнка, и впоследствии этот день ежегодно отмечается.

На шестой день после рождения ребёнка происходит церемония шастхи, в честь богини Шастхи, которой, как покровительнице, приписывают большое влияние на судьбу ребёнка. В это же время составляется гороскоп.

Следующая церемония бараратра отмечается на двенадцатый день после рождения ребёнка (только для девочек); смысл её – совершение очистительных церемоний для семьи новорожденной. Та же самая очистительная церемония для мальчиков совершается на двадцать первый день после рождения (в данном случае она называется экойса). Только после этого ребёнка можно показывать посторонним. Первое кормление ребёнка рисом, которое происходит, обычно, между седьмым и девятым месяцем после рождения, является поводом для новой церемонии – аннапрасам. Торжественно отмечается также момент прокалывания ушей у девочек (карнабхед). Состоятельные семьи отмечают специальной церемонией и начало обучения мальчика грамоте.

Приобщение детей к религиозной жизни, своеобразное посвящение ребёнка, отмечается церемонией намкаран, совершаемой духовным наставником – гуру. Время для этого обряда точно не определено, но он является обязательным до вступления в брак.

И, наконец, последний обряд, предшествующий вступлению в брак и завершающий период воспитания, - это церемония брата, совершаемая лишь для мальчиков «высших» каст в возрасте от 9 до 13 лет, - вручение священного шнура «дваждырождённых». Обряд этот стоит очень дорого и ложится тяжёлым бременем на семьи брахманов, для которых он совершенно обязателен и которые не всегда в состоянии нести этот расход. В Ориссе священный шнур «дваждырожденных» носят также мужчины касты кхандаит, хотя они и не совершают в детстве церемонии брата.

Следующее важное событие в жизни индуса – свадьба, которая сопровождается рядом обрядов, в большей или меньшей степени выполняемых всеми ория, независимо от принадлежности к касте.

Родители жениха и невесты, как и везде в Индии, иногда договариваются о браке своих детей задолго до свадьбы. Родители жениха в период, предшествующий браку, делают подарки невесте. Среди некоторых каст распространён обычай внесения выкупа за невесту. Свадебные обряды совершаются как в доме жениха, так и в доме невесты, на них присутствуют родственники обеих сторон, соседи, односельчане. Свадьба завершается торжественным переходом невесты в дом родителей жениха, где она и остаётся жить.

Замужество вдов в Ориссе практически существует, хотя в кастах брахманов и каран это считается нежелательным. Предпочтительно, чтобы молодая вдова вышла замуж за младшего брата мужа, а если такового нет, она может выйти замуж в другую семью. Жениться на вдове может только тот мужчина, который до этого уже был женат, иными словами, вдова не может быть первой женой.

Соблюдение всех свадебных обрядов и церемоний, обычай делать подарки, плата за невесту и другие многочисленные траты, связанные со свадьбой, так же как и выполнение других обрядов, требуют больших финансовых затрат. Деньги на свадьбу копят годами, и всё же редко обходятся без долгов.

Немалое значение придаётся правильному с точки зрения индуизма соблюдению похоронного обряда. Ория, как и все индусы, сжигают умерших на погребальных кострах. В течение 10 дней после смерти человека его семья считается нечистой, и не должна ни с кем общаться. И только после совершения очистительной церемонии праяшчитта семья становится полноправным членом общества.

Землевладение и землепользование.

Система землевладения в Ориссе несколько отличается от землевладения соседних Бихара и Бенгалии, несмотря на то, что они долгое время составляли одну провинцию. Объясняется это, по-видимому, тем, что на Ориссу не распространялся акт британского правительства, проведённый в Бенгалии и частично в Бихаре в 1793 году, закон о постоянных заминдари, так как Орисса попала под власть англичан десять лет спустя после этой реформы. В Ориссе действовал закон о временных заминдари.

Однако губительные последствия земельного законодательства были, в конечном счете, одинаковы для всех трёх провинции. В Ориссе крестьяне – собственники земли были превращены в арендаторов государственных и помещичьих земель без твёрдых условий аренды.

Обезземеливание крестьянства Ориссы во времена британского владычества приняло угрожающие размеры. По данным переписи 1921 год, размер обрабатываемой площади на одно хозяйство в Бихаре и Ориссе в среднем равнялся 1,24 га, значит был значительно меньше, чем в других провинциях (в Бомбее, например, 4,9 га). Но к 1951 году средняя площадь на одного человека в Ориссе составляла уже 0,32 га.

В 1931 году сельскохозяйственные рабочие в Ориссе составляли 1/3 всего сельскохозяйственного населения провинции. К моменту же образования Индийской Республики число безземельных крестьян, превратившихся в сельскохозяйственных рабочих, нанимающихся на временную и постоянную работу в богатые хозяйства, стало ещё больше. До последнего времени среди ория существовали и так называемые чакары – люди, попавшие в долговую кабалу. В последние годы часть крестьян покидает деревни, уходит на заработки в промышленные районы и города не только Ориссы, но и соседних штатов Бенгалии и Бихара. Здесь они работают горнорабочими, кули, носильщиками паланкинов и т.д.

Проведённая в Ориссе, как и по всей Индии после получения независимости, земельная реформа и ряд других мероприятий в какой-то степени приостоновили процесс обезземеливания орисских крестьян. Однако земельный вопрос ещё окончательно не решён.

Касты.

В Ориссе, как и в остальной Индии, ещё сохраняется каставая система, хотя она не так прочна, как, например, в соседних Мадрасе или Бенгалии. Чужеземец в Ориссе может стать членом «низших» каст, члены «низших» каст могут иногда перейти в «высшие» касты. Браки возможны не только между членами равных в общественном отношении каст, но и между «высшими» и «низшими» кастами.

Большая живучесть кастовой системы особенно ощущается в деревнях, где ещё соблюдаются многие кастовые предписания и законы, в том числе и такие, как уже исчезающий у других народов современной Индии обычай наследования профессии отца. Правда, это вызвано скорее жизненной необходимостью, экономической потребностью, нежели какими-либо строгими кастовыми законами. Но если в семье деревенского цирюльника или прачки имеется несколько сыновей, то только один или два продолжают заниматься профессией своего отца, а остальные обычно отправляются в город и там занимаются любым трудом.

Основные касты ория – брахманы, кхандаит, гаура, гхаса, колта, каран.

Самая крупная каста ория – кхандаит (в 1931 году она насчитывала свыше 1 миллиона человек) делится на две подкасты: в одну входят земледельцы, в другую входят деревенские стражи, охрана. Первая подкаста преобладает в касте и занимает вообще высокое общественное положение, почти равное «дваждырождённым» раджпутам. Особенно много представителей этой касты в округе Каттак, где они составляют примерно 25% населения штата.

Из других земледельческих каст ория следует отметить немногочисленную, но занимающую высокое положение относительно процветающую касту колта, владеющую лучшими землями, главным образом на границе Ориссы и Бихара. Третья земледельческая каста – гхаса, иногда называемая махишья.

Почти равное с земледельцами общественное положение занимают пастушеские касты, известные в Индии под общим названием гаола. В Ориссе эта каста носит название гаура. Члены её в настоящее время по существу являются такими же земледельцами, как и представители земледельческих каст.

Процент так называемых «угнетённых» каст (значит «неприкасаемых») в Ориссе несколько ниже, чем в среднем по всей Индии. По данным переписи 1951 года, они составляли около 15 % населения штата.

В прибрежных округах Ориссы имеется небольшая община чамаров, которая сейчас занимаются плетением корзин и добычей пальмового сока, хотя их традиционным занятием считается обработка кожи, производство и починка обуви.

Среди «низших» каст ория, как и повсюду в Индии, наблюдается стремление к повышению своего социального положения в обществе путём перехода в «высшую» касту. Осуществляется это различными способами. Один из них – браки с членами более «высокой» касты или подкасты, что возможно лишь для людей со средствами. Так, например, в Пури имеют место случаи заключения браков между членами касты гхаса и более «высокой» кастой кхандаит, а кхандаит, в свою очередь, с более «высокой» кастой – каран.

Брахманов в Ориссе очень много, и они пользуются большим влиянием. Считается, что орисские брахманы принадлежат к северной ветви. Они имеют ещё одно название – уткала. Особенно много брахманов в трёх прибрежных округах – Каттаке, Баласоре и Пури. В Баласоре, например, 10% населения имеют брахманское происхождение.

Орисская каста каран – ветвь большой касты профессиональных писцов каястха, распространенной по всей северной Индии и особенно многочисленной в нижней Бенгалии. Каста эта, относительно поздняя по происхождению, занимает высокое место в системе кастовой иерархии, члены её считаются «дваждырождёнными».

Большое распространение получило среди ория в начале 20 века движение за создание новых каст, наблюдавшееся и в других областях Индии. Оно имело целью повышение социального веса «низших» каст. При этом каста или часть касты выбирает себе новое имя, члены её присягают священному шнуру, устанавливают определённые законы для профессиональных занятий, брачных правил, еды, питья. Путём внешних изменений каждая каста пытается добиться более высокого положения в обществе.

Однако это движение не привело к сколько-нибудь существенным результатам. «Высшие» касты обычно отказывались признать эти новые касты равными себе. Так было, например, с кастой носильщиков паланкинов в Каттаке и Баласоре, члены которой претендовали на то, чтобы их признали «высшей» кастой. Они стали носить священные шнуры «дваждырождённых» и отказались от своей традиционной профессии носильщиков паланкинов, что вызвало протест среди тех, кто пользовался их услугами.

Несмотря на то, что касты ещё имеют большое значение в социальной жизни ория, как и вообще в Индии, определяя место человека в обществе, уже сильно ощущается происходящая в наше время серьёзная ломка кастовых перегородок.

Выходцы из разных каст, особенно в городах, сейчас оставляют свои традиционные занятия. Орисские брахманы, например, в большинстве своем (примерно 75%) занимаются теперь сельским хозяйством, которое стало для них основным средством существования. Вообще члены таких многочисленных каст, как брахманы и каран, всё больше начинают заниматься физическим трудом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «les93.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «les93.ru»